Аналитика страхового рынка 

«Российский прецедент» 02.06.2011

«Российский прецедент»

В России привлекли к ответственности банк за навязывание страховых услуг. В Украине наказание за подобную провинность все еще на грани фантастики.

На российском банковско-страховом рынке произошел очень интересный и поучительный прецедент: арбитражный суд Ростовской области подтвердил решение Федеральной антимонопольной службы, которая уличила банк "Ренессанс капитал" в навязывании клиентам услуг по страхованию жизни и здоровья при оформлении потребительского кредита.

Дело в том, что банк, даже не уведомляя своих клиентов, страховал их «автоматом» в «Ренессанс страхование» — в своей карманной компании. И, самое вопиющее, что заемщики не могли отказаться от страховки, поскольку сама форма заявления располагалась на одном бланке с анкетой на получение кредита и не предусматривала какого-либо пункта, графы или иного способа отказа.

Также бланк не содержал никаких сведений о возможности не заполнения этой формы, а сотрудники банка "Ренессанс капитал" не информировали заемщиков о возможности получения кредита без подключения к программе страхования. Кроме того, клиент был обязан не только выплачивать банку сумму комиссии за подключение к программе страхования, но и проценты, начисляемые на эту сумму в течение всего срока действия кредитного договора.

В итоге, было принято почти беспрецедентное решение: ФАС признала банк и страховщика нарушившими закон о защите конкуренции и выдала кредитной организации предписание об устранении нарушений. Не согласившись с решением службы, банк подал иск в арбитражный суд, но проиграл его.

Случай очень показательный для украинского страхового рынка, где, создается впечатление, что ни банкам, ни страховщикам закон не писан. Навязывание страховых услуг — сплошь и рядом. Например, для того, чтобы приобрести авто в кредит, потребуется не только раскошелиться на «каско» (а это — около 7-8% стоимости авто), но и нередко застраховать жизнь заемщика, что может обойтись еще до 3% в год. С ипотекой ситуация такая же: необходимо страховать жилье (до 0,3% в год), а также заемщику от несчастного случая (0,45% в год от суммы займа) и застраховать жизнь (около 0,6% от суммы кредита).

Да, по большому счету, банк защищает себя от непредвиденных ситуаций и действует, в принципе, в рамках законодательства. Но, количество таких страховок кажется сомнительным. Почему не ограничиться лишь страхованием залога? Ну а принуждение заключать договор с конкретными страховыми компаниями является и вовсе прямым нарушением законодательных норм. Но привлечение и банков, и страховщиков к ответственности проявляется пока что лишь в сомнительных штрафах со стороны АМКУ, но не более. А это, увы, не является эффективным стимулом для того, чтобы права клиента уважали.

Поэтому, если бы подобный «российский прецедент» получил продолжение в нашей стране, он бы неминуемо привел к большому резонансу и, очевидно, «встряхнул» бы рынок. К тому же, Госфинуслуг имеет достаточно причин и влияния, чтобы отстоять интересы страхователей-заемщиков, которые комиссия на словах так сильно защищает. Тем не менее, регулятор не торопится этого делать, хотя нарушения — очевидны.

По факту, банки, и страховые компании должны понимать, что за проступками в любом случае последуют санкции. Пока же этого не случится, безнаказанность будет продолжаться.

Павел Харламов

Источник:  www.e-polis.ua


Материалы по теме



Возврат к списку



Error. Page cannot be displayed. Please contact your service provider for more details. (14)


Процедура оплаты страхового продукта по номеру заказа через терминал ОСМП
BROEN BALLOMAX шаровые краны на воду и на газ Шаровые краны Балломакс по низким ценам со склада в Самаре. В наличии стальные шаровые краны до Ду300.